КСП выявила многочисленные нарушения в ходе аудита использования бюджетных средств на развитие системы образования Кировской области

На расширенном заседании Коллегии Контрольно-счётной палаты Кировской области 10.02.2020 были рассмотрены результаты совместного с контрольно-счетными органами муниципальных образований контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств на развитие системы общего образования в Кировской области», в рамках которого проверены вопросы расходования бюджетных средств за 2017-2018 годы и 9 месяцев 2019 года.

Система образования Кировской области включает 485 организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в которых в среднем обучается 135,0 тыс. детей.

В ходе аудита отмечено, что в проверяемом периоде общее количество общеобразовательных организаций в Кировской области сократилось на 52 единицы, или на 9,7%, что обусловлено реорганизацией учреждений и ликвидацией «малочисленных» школ путем укрупнения учреждений и создания «опорных школ».

Всего за 2017-2018 годы и 9 месяцев 2019 года на организацию и развитие системы общего образования было направлено 25307,6 млн. рублей, в том числе средств областного бюджета – 19103,5 млн. рублей.

В результате использования бюджетных средств обеспечено содержание областных и муниципальных учреждений общего образования, предоставление мер социальной поддержки, подготовка и повышение квалификации педагогических работников.

Проведен капитальный ремонт и реконструкция 94 объектов недвижимости, отремонтировано 56 спортзалов, выкуплены у застройщиков здания для размещения школ в мкр. Урванцево г. Кирова, в г. Зуевка и в п. Плотбище Малмыжского района, завершено строительство школы в мкр. «Чистые Пруды» г. Кирова. Выполняются и другие мероприятия, направленные на решение программных целей и задач.

Итоги аудита свидетельствуют о достижении большинства целевых показателей, характеризующих эффективность мероприятий государственных программ и проектов. Однако достижение поставленных целей сдерживается сложившимся уровнем финансового обеспечения общеобразовательных учреждений.

Объемы бюджетного финансирования не способствуют решению системных проблем в сфере образования, в том числе связанных с созданием в школах необходимых условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, привлечению в отрасль высококвалифицированных педагогических работников.

Отмечено, что общий объем текущей потребности в средствах на ремонт существующей сети учреждений и на мероприятия по развитию общего образования составляет 5687 млн. рублей, а на решение программных задач по организации к 2025 году обучения школьников в одну смену потребуются дополнительные финансовые вложения в объеме более 9700 млн. рублей. Значительные средства потребуются и на организацию бесплатного питания школьников начальных классов.

В ходе аудита выявлены недостатки в правовом регулировании финансового обеспечения системы общего образования Кировской области.

Региональным законодательством не установлены ограничения при использовании областных средств. В результате этого допускается направление субвенций на выполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления, что снижает уровень финансирования образовательного процесса.

Кроме того, при выполнении общих показателей по зарплате педагогических работников отмечен значительный разрыв в ее размерах (от 12,5 тыс. рублей до 36,2 тыс. рублей), как в разрезе учреждений, так и между муниципальными образованиями области.

«Имеются проблемы привлечения молодых специалистов в сферу образования. По состоянию на 01.10.2019 в образовательных организациях области имелось 394 вакансии. Наибольший спрос отмечается на учителей начальных классов, математики, иностранного языка, русского языка и литературы», — сообщили в региональной Контрольно-счетной палате.

Проблема кадрового дефицита усугубляется возрастным дисбалансом работников. Так, среди педагогов общеобразовательных организаций 27,5% составляют учителя пенсионного возраста. Причем негативные тенденции в анализируемом периоде усилились. Доля педагогов пенсионного возраста с 2013 года увеличилась на 6,1 процентных пункта, а доля молодых специалистов увеличилась только на 2,6 процентных пункта.

Аудитом отмечены также отдельные недостатки в организации питания, медицинского и транспортного обслуживания.

По состоянию на 01.10.2019 2-х разовое питание не получают учащиеся 146 общеобразовательных организаций (31,1%), не организовано питание в группах продленного дня, полностью отсутствует горячее питание в 14 общеобразовательных организациях. Отмечается существенная вариативность стоимости питания, что влияет и на доступность данных услуг для жителей области.

Средняя стоимость обеда отличается до 7 раз (от 16 рублей до 115 рублей) и при организации питания на условиях аутсорсинга превышает стоимость комплексного обеда, приготовленного в школах, в среднем до 70%.

Надзорными органами выявляются многочисленные недостатки качества питания детей. Более 51% учреждений не оборудованы медицинскими кабинетами. Снижается уровень обеспеченности спортивными залами и спортивными площадками. Отмечаются негативные тенденции снижения показателей, характеризующих состояние здоровья школьников. В проверяемом периоде количество учащихся 1 группы здоровья снизилось с 33,4% до 23,3%.

В отдельных учреждениях имеются недостатки в обеспечении школьников учебниками и учебной литературой, рабочими тетрадями, а также дефицит современной компьютерной техники, позволяющей использовать электронные средства обучения.

Проверкой предоставления и расходования средств на организацию и развитие системы общего образования выявлены финансовые нарушения на общую сумму 183731,2 тыс. рублей, в том числе несоблюдение утвержденной методики расчета межбюджетных трансфертов для муниципальных образований – 133091,0 тыс. рублей.

Установлены факты как завышения, так и занижения объемов субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования, несоблюдения утвержденных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений, ненадлежащего выполнения условий для получения и использования бюджетных средств, нарушения законодательства о бухгалтерском учете и контрактной системе в сфере закупок.

В общеобразовательных организациях выявлены случаи выплаты заработной платы и премии работникам с нарушениями нормативных требований, завышения расходов на управленческий аппарат, содержания сотрудников, не предусмотренных штатным расписанием.

«В отдельных учреждениях не соблюдались требования законодательства по оплате труда во время служебных командировок, необоснованно занижались должностные оклады и выплаты работникам, нарушалось трудовое законодательство. Всего неправомерные, необоснованные и завышенные расходы на оплату труда работников учреждений составили 18761 тыс. рублей», — отметили в КСП.

Для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес проверенных учреждений Контрольно-счетной палатой Кировской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований внесено 97 представлений.

По результатам выполнения представлений и в ходе проверки устранены финансовые нарушения на сумму 145 013,4 тыс. рублей, или 85% от устранимых нарушений.

Скорректированы нормативные правовые акты, регулирующие распределение средств муниципальным образованиям, доработаны внутренние документы учреждений по оплате труда и организации учета и контроля. Внесены исправительные бухгалтерские записи, принято к учету имущество, зарегистрировано право оперативного управления, заключены договоры аренды и безвозмездного пользования. Принимаются и другие меры по устранению и предупреждению нарушений.

За допущенные нарушения к административной и дисциплинарной ответственности в учреждениях и органах местного самоуправления привлечено 59 должностных лиц.

В ходе обсуждения вопроса на Коллегии министр образования Кировской области Рысева О.Н. сообщила о принимаемых в целях повышения эффективности использования средств решениях и мерах. Планируется пересмотреть нормативы финансового обеспечения учреждений, включая «малокомплектные» школы, определить единые подходы по оплате расходных обязательств из областного бюджета, обеспечить выравнивание фонда оплаты труда учреждений.

По итогам рассмотрения отчета министерству образования рекомендовано принять эффективные меры по выполнению ключевых показателей государственных программ и проектов в сфере общего образования, обеспечить контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и соблюдением условий их предоставления.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Кировской области, в Законодательное Собрание Кировской области, прокуратуру Кировской области, главам муниципальных образований.

Полнота устранения нарушений и эффективность принятых мер остаются на контроле КСП.

Фото — ksp43.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментировать

CAPTCHA image
*

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: